Ледниковый период
закончился.
Изменились условия
жизни. Климат
потеплел, земля, где
мы сейчас живем,
покрылась густым
лесом, со многими
болотами,
полноводными реками.
Живописные берега с
плодородным
черноземом
привлекали людей.
Они жили в открытых
поселениях,
расположенных на
невысоких береговых
террасах реки,
занимались
скотоводством и
земледелием,
оставили после себя
многочисленные
курганы на полях.
Один из курганов
находится при
подъезде в Аксубаево
со стороны
Чистополя, на
границе совхозов
"Аксубаевский" и
"Старокиреметский",
в народе их называют
"шишкой". В пределах
территории
Аксубаевского района
обнаружены места
стоянки древних
людей у поселков
Заря и Акташ. Здесь
примерно 30 тыс. лет
назад
останавливалась
группа охотников.
На территории нашего
района отмечены
памятники срубной
архитектуры (конец
II тысячелетия до
н.э.): Новоузеевский
могильник,
Старотимошкинский
курган,
Нижнебаландинское
селище, Беловское
селище.
Племена Именьковской
культуры.
В разгар эпохи
"великого
переселения
народов", вызванного
вторжением
воинственных гуннов
из Азии в Европу, в
VII веках н.э.
появляются
именьковские
племена. Плотной
массой они заняли
почти все районы
Закамья и занимались
в зоне черноземных
почв земледелием и
скотоводством.
Археологические
памятники этой
культуры в районе
обнаружены в трех
местах: Татарское
Сунчелеевское
городище. Местное
население это
городище называет "Кыз
тау" Девичья гора".
Середина I
тысячелетия нашей
эры в Среднем
Поволжье
характеризуется
успехами
производительных
сил, связанных в
первую очередь с
дальнейшим освоением
и развитием
металлургии.
Именьковские племена
внесли большой вклад
в развитие
земледелия с
применением железных
рольников.
В конце VIII века
сюда пришли
булгарские племена,
и именьковцы
ассимилировались с
пришельцами.
Булгарский период.
В домонгольский
период история
Волжской Булгарии
наш район являлся
одним из
центральных, самой
густонаселенной
областью
государства.
Недалеко от нас
располагалась
столица Волжской
булгарии Биляр (30
км). В Аксубаевском
районе обнаружено
множество: городищ
11, селищ 67, 1
могильник, 5
надгробных камней, 1
клад вещей. Все они
являются памятниками
Булгарского периода.
Основным занятием
булгар были
земледелие и кочевое
скотоводство.
Во время расцвета
Биляра по берегам
Сульчи появился ряд
булгарских
поселений. Остатки
этих городов
сохранились до наших
дней:
Ново-Мокшинское,
Карашнское,
Ново-Аксубаевское,
Бар. Енорускинское,
Аксубаевское,
Щербенское , Старое
Тат. Адамское,
Савгачевское,
Иляшкинское,
Атлашкинское
городища.
В VIII-IX веках в
Булгарском
государстве стал
распространяться
ислам.
Золотоордынский
период.
Успешное развитие
экономической и
культурной жизни
было прервано в 20-х
годах XIII века
нашествием монголов.
В этот период в
нашем крае
продолжали свое
существование лишь
небольшие части
городищ, те которые
имели прочную
экономическую основу
и военную силу.
Например, в нашей
местности к таким
городам относятся:
Бар Енорускино,
Биляр, Ново-Мокшино.
Эти города свою
блестящую эпоху
расцвета в I
половине XIV века.
Наша местность в I
половине периода
Золотой Орды
продолжала
заселяться, хотя
большинство
населения постепенно
передвигалось к
северу, занимая
прибрежные зоны
Камы.
После монгольского
завоевания земли,
заселенные
оседло-земледельческими
народами, во II-XIII
века возрождаются и
испытывают расцвет.
Остатки малых
городов и феодальных
замков выявлены в
нашем районе у
современных сёл:
Савгачево, Старый
Тат. Адам, Нижняя
Тат. Майна.
Заселение края
после присоединения
Казанского ханства к
Русскому
государству.
Территория
Аксубаевского района
с ее черноземами
была удобна для
земледелия. Сельское
хозяйство здесь
развивалось со
времен Волжской
Булгарии.
Жители страдали от
нападений, население
было вынуждено
переселяться.
Здешние плодородные
земли оставались
малозаселенными и в
период Казанского
ханства, и их
хозяйственное
заселение началось
лишь с XVII века.
Во второй половине
XVI века население
тянулось на давно
обрабатываемые
земли, но вследствие
войн люди туда
вернуться не
решались и огромные
земли пустовали.
Заселение закамских
земель начинается во
II половине XVII
века. Это
происходило по
прямой поддержке
правительственных
органов и по
инициативе самих
крестьян. Прежде
всего сюда
переселялись
нерусские
крестьяне-татары и
чуваши, осваивая под
посевы покинутые
булгарские городища.
Одновременно уже в I
половине XVII века в
Закамье возникли
целые группы русских
деревень. В середине
XVII века царское
правительство
осуществляет
строительство
острогов, а в 1656
году завершены
укрепления. Для этих
целей привлекались
татары, чуваши,
мордва, и др., часть
которых оседал здесь
же, создавая
поселения, и
участвовала в
дальнейшем
хозяйственном
освоении земель.
Итак, процесс
русского заселения
нашего района шёл в
виде нескольких
потоков. Первый
пришёл в XVI веке в
период движения вниз
по Волге купцов,
феодалов,
ремесленников и
"вольного люда".
Второй когда
продолжалась
правительственная
колонизация, т.е. во
время перевода
солдат из казённых
укреплённых пунктов.
Третий передвижения
крестьян в глубь
Приволжья.
Четвёртый поток
начался со II
половины XVIII века.
Происходит массовое
перемещение
земледельческого
населения из южных
областей с
пересечением Волги
ниже Самарской луки,
одновременным
сдвигом крестьянства
в Среднем Поволжье
из правобережья на
левобережья.
Краткая
историко-краеведческая
карта
пгт. Аксубаево
Как мы знаем из
истории, до
монгольского
завоевания в нашей
местности было
Булгарское
государство. На
картах отображающих
период Булгарского
государство,
значится город Биляр
(Билярси), но села
Аксубаево и других
населенных пунктов
нынешнего
Аксубаевского района
на них нет.
Как и когда
образовалось
Аксубаево мы не
знаем. Документов об
этом не обнаружено.
По слухам, устному
повествованию, в
Аксубаевской церкви
(стояла на том
месте, где сейчас
возводиться новая),
была летопись
(говорят, что её
некоторые старожилы
видели и читали), но
когда церковь
сломали, эта
летопись затерялась.
В устном
повествовании
передавшимся из
поколения в
поколение,
говориться
следующее.
Там, где сейчас
находится Аксубаево
был сплошной лес. По
реке Малая Сульча
были поляны. Сюда с
царским ярлыком на
землю прибыл некий
чувашский князёк.
Здесь он выбрал себе
землю и стал жить.
Звали его Акспай.
Один ряд домов
расположился вдоль
реки, а другой от
реки поднялся вверх,
образуя угол. И стал
этот угол называться
"Князькин угол".
(Название
сохранилось и до сих
пор)
Правдоподобность
этого подтверждают
следующие факты.
Аксубаево начало
свое существование
именно с этого
места. Остальные
улицы образовались
намного позже, но о
них помнят наши
предки. Сохранились
фамилии местных
жителей-чуваш,
напоминающие о
прошлом - Князьковы.
Другой факт близость
древнего кладбища от
"Князькина угла".
Оно обнаружено в том
месте, где сейчас
располагается
поссовет (каменный
дом где сейчас живут
Ильины). Там была
раньше старая
пожарка. Здесь в
1946 году строили
пожарную вышку и при
земляных работах
обнаружились
человеческие кости,
различные украшения,
бусы, кольца,
ожерелья и т.д. До
нас сохранились
ревицкие сказки
(переписи)
составленные на 4
апреля 1858 года,
где значится, что
деревня Аксубаево
состояла из 114
дворов, 473 человека
мужского пола и 543
женского пола. Но
Аксубаево там
записано не "Акспаево",
а "Аксубаево".
В первом упомянутом
документе дошедшем
до нас, значится,
что в Аксубаево
проживали одни
чуваши, не было
здесь ни русских ни
татар. Русские были
переселены сюда,
позже из Пичкасс
Спаского уезда
специально для того,
чтобы чувашское
население смешать с
русскими, и царской
администрации и
русскому духовенству
было лучше ими
управлять.
После принятия
христианской веры
людьми князя Акспая
, русское
духовенство сразу же
прислало к ним попа.
Стали строить
церковь, появились в
деревне русские
чиновники. Церковь
была построена рядом
с деревней на берегу
небольшого озерца и
была открыта в 1749
году. В церковь
привлекли всех
крестьян чувашей и
переселившихся сюда,
русских крестьян из
окружающих деревень.
В центре стал
функционировать
базар. Стали сюда
стекаться люди с
разных сторон. Позже
волостной центр из
старого Ибрайкина
был перенесён в
Аксубаево. Теперь
маленькая деревушка
Аксубаево начинает
расти и расширяться.
Вокруг Аксубаево
были леса,
кустарники, болота.
В Баланду,
Дмитриевку, в
Ибрайкино были узкие
дороги. До сего
времени сохранились
названия "Попова
поляна" - это на
поле в стороне
аэродрома, где
сохранились сейчас
кустарники. Там где
сейчас улица
Красноармейская,
место называлось "Кочкарь",
а улица Войкова была
непроходимой
трясиной. Бывшая
улица "Лягушкино"
(сейчас улица "Сульча")
застаивалась рекой и
было там целое
лягушкино царство.
Река Сульча
проходила через
село, Была она
глубокой, там где
сейчас автовокзал
купали лошадей.
В 1891 году в
Аксубаево был
большой пожар.
Сгорел весь центр
села, тогда сгорела
деревянная церковь.
после этого начали
строить каменный
пятиглавый собор.
Строили 22 года и
закончено оно было в
1910 году.
В 1913 году был
построен Госбанк.
Первые годы банком
руководил Ларионов
Кристофор Иванович с
сыном Николаем.
В селе первый
граммофон появился у
попа Александрова
Александра. В 1910
году появились
первые велосипеды у
Александрова Виталия
Александровича и у
Ларионова Николая
Кристофоровича.
В 1910 году в
Аксубаево
зарегистрировано
1500 жителей, 20
лавок, сюда на
ярмарку приводили
товары на 20 тысяч
рублей.
В начале 1910 года
была открыта
профессионально-техническая
школа. Оборудование,
станки, двигатели
были марки "Балинзер"
- немецкие. В
1914-1917 годах (в
годы
империалистической
войны)
профтехучилище
вырабатывало военные
брички.
В 1909-1910 году
через Аксубаево
прошла шоссейная
дорога.
В 1917 году -
революция дошла до
Аксубаево. Были
организованы
комитеты бедноты.
Первым председателем
комитета в Аксубаево
был Голубев Иван
Степанович. Первым
председателем
Сельсовета -
Князьков Кузьма
Иванович.
Активными
коммунистами были:
Петров Сергей
Егорович, Максимов
Владимир
Александрович,
народный судья
Степанов Дмитрий
Николаевич.
Начальником милиции
был Кузьмин Василий
Яковлевич.
В 1920 году в крае
было так называемое
"вилочное
восстание".
В 1921 году -
голодный год, много
людей умерло.
В 1925-1926 годах -
организовано
машинное
товарищество.
1929 году в
Аксубаево
организовали колхоз,
первым председателем
был Рябов Николай
Иванович.
Осенью 1927 года
была создана
пионерская
организация.
Пионерский отряд
состоял из 6 человек
(в настоящее время в
живых нет никого).
В ноябре 1931 года в
Аксубаево была
организована МТС.
В 1936-1938 годах из
кирпича сломанной
церкви простроили
РДК, педучилище,
чувашскую неполную
среднюю школу,
магазин и
коммунальную баню.
В августе 1930 года
на базе волостей
Аксубаевской,
Новоадамовской,
Старомокшинской
создан Аксубаевский
район.
На территории
Аксубаевского района
находятся памятники
старины, имеющие
историческую
ценность (Непостредствено
близко от
Аксубаево).
1. Новоаксубаевское
городище - в км от
деревни
Ново-Аксубаево.
=10,400м
2. Аксубаевское
городище в 1,5 км к
западу от р.п.
Аксубаево, на правом
берегу ручья Ак-Су.
=16,000м
Остальные 21
памятники старины
находятся у других
населенных пунктов и
расположены они по
реке Большая Сульча,
по реке Малая Сульча,
по реке Киреметь,
Щербень и Саврушке и
ее притокам.
|