История района


Главная

Фотогалерея
Поздравления
Открытки
Чат
Погода
Курсы валют
Анекдоты
Приколы
Ссылки
Смс-ки
 

Ледниковый период закончился. Изменились условия жизни. Климат потеплел, земля, где мы сейчас живем, покрылась густым лесом, со многими болотами, полноводными реками. Живописные берега с плодородным черноземом привлекали людей. Они жили в открытых поселениях, расположенных на невысоких береговых террасах реки, занимались скотоводством и земледелием, оставили после себя многочисленные курганы на полях. Один из курганов находится при подъезде в Аксубаево со стороны Чистополя, на границе совхозов "Аксубаевский" и "Старокиреметский", в народе их называют "шишкой". В пределах территории Аксубаевского района обнаружены места стоянки древних людей у поселков Заря и Акташ. Здесь примерно 30 тыс. лет назад останавливалась группа охотников.

На территории нашего района отмечены памятники срубной архитектуры (конец II тысячелетия до н.э.): Новоузеевский могильник, Старотимошкинский курган, Нижнебаландинское селище, Беловское селище.

Племена Именьковской культуры. 

В разгар эпохи "великого переселения народов", вызванного вторжением воинственных гуннов из Азии в Европу, в VII веках н.э. появляются именьковские племена. Плотной массой они заняли почти все районы Закамья и занимались в зоне черноземных почв земледелием и скотоводством. Археологические памятники этой культуры в районе обнаружены в трех местах: Татарское Сунчелеевское городище. Местное население это городище называет "Кыз тау" Девичья гора".

Середина I тысячелетия нашей эры в Среднем Поволжье характеризуется успехами производительных сил, связанных в первую очередь с дальнейшим освоением и развитием металлургии. Именьковские племена внесли большой вклад в развитие земледелия с применением железных рольников.

В конце VIII века сюда пришли булгарские племена, и именьковцы ассимилировались с пришельцами. 

Булгарский период. 

В домонгольский период история Волжской Булгарии наш район являлся одним из центральных, самой густонаселенной областью государства. Недалеко от нас располагалась столица Волжской булгарии Биляр (30 км). В Аксубаевском районе обнаружено множество: городищ 11, селищ 67, 1 могильник, 5 надгробных камней, 1 клад вещей. Все они являются памятниками Булгарского периода.

Основным занятием булгар были земледелие и кочевое скотоводство.

Во время расцвета Биляра по берегам Сульчи появился ряд булгарских поселений. Остатки этих городов сохранились до наших дней: Ново-Мокшинское, Карашнское, Ново-Аксубаевское, Бар. Енорускинское, Аксубаевское, Щербенское , Старое Тат. Адамское, Савгачевское, Иляшкинское, Атлашкинское городища.

В VIII-IX веках в Булгарском государстве стал распространяться ислам. 

Золотоордынский период.

Успешное развитие экономической и культурной жизни было прервано в 20-х годах XIII века нашествием монголов. В этот период в нашем крае продолжали свое существование лишь небольшие части городищ, те которые имели прочную экономическую основу и военную силу. Например, в нашей местности к таким городам относятся: Бар Енорускино, Биляр, Ново-Мокшино. Эти города свою блестящую эпоху расцвета в I половине XIV века.

Наша местность в I половине периода Золотой Орды продолжала заселяться, хотя большинство населения постепенно передвигалось к северу, занимая прибрежные зоны Камы.

После монгольского завоевания земли, заселенные оседло-земледельческими народами, во II-XIII века возрождаются и испытывают расцвет.

Остатки малых городов и феодальных замков выявлены в нашем районе у современных сёл: Савгачево, Старый Тат. Адам, Нижняя Тат. Майна. 

Заселение края после присоединения  Казанского ханства к Русскому государству. 

Территория Аксубаевского района с ее черноземами была удобна для земледелия. Сельское хозяйство здесь развивалось со времен Волжской Булгарии.

Жители страдали от нападений, население было вынуждено переселяться. Здешние плодородные земли оставались малозаселенными и в период Казанского ханства, и их хозяйственное заселение началось лишь с XVII века.

Во второй половине XVI века население тянулось на давно обрабатываемые земли, но вследствие войн люди туда вернуться не решались и огромные земли пустовали.

Заселение закамских земель начинается во II половине XVII века. Это происходило по прямой поддержке правительственных органов и по инициативе самих крестьян. Прежде всего сюда переселялись нерусские крестьяне-татары и чуваши, осваивая под посевы покинутые булгарские городища. Одновременно уже в I половине XVII века в Закамье возникли целые группы русских деревень. В середине XVII века царское правительство осуществляет строительство острогов, а в 1656 году завершены укрепления. Для этих целей привлекались татары, чуваши, мордва, и др., часть которых оседал здесь же, создавая поселения, и участвовала в дальнейшем хозяйственном освоении земель.

Итак, процесс русского заселения нашего района шёл в виде нескольких потоков. Первый пришёл в XVI веке в период движения вниз по Волге купцов, феодалов, ремесленников и "вольного люда".

Второй когда продолжалась правительственная колонизация, т.е. во время перевода солдат из казённых укреплённых пунктов.

Третий передвижения крестьян в глубь Приволжья.

Четвёртый поток начался со II половины XVIII века. Происходит массовое перемещение земледельческого населения из южных областей с пересечением Волги ниже Самарской луки, одновременным сдвигом крестьянства в Среднем Поволжье из правобережья на левобережья.

Краткая историко-краеведческая карта
пгт. Аксубаево

Как мы знаем из истории, до монгольского завоевания в нашей местности было Булгарское государство. На картах отображающих период Булгарского государство, значится город Биляр (Билярси), но села Аксубаево и других населенных пунктов нынешнего Аксубаевского района на них нет.

Как и когда образовалось Аксубаево мы не знаем. Документов об этом не обнаружено. По слухам, устному повествованию, в Аксубаевской церкви (стояла на том месте, где сейчас возводиться новая), была летопись (говорят, что её некоторые старожилы видели и читали), но когда церковь сломали, эта летопись затерялась. В устном повествовании передавшимся из поколения в поколение, говориться следующее.

Там, где сейчас находится Аксубаево был сплошной лес. По реке Малая Сульча были поляны. Сюда с царским ярлыком на землю прибыл некий чувашский князёк. Здесь он выбрал себе землю и стал жить. Звали его Акспай. Один ряд домов расположился вдоль реки, а другой от реки поднялся вверх, образуя угол. И стал этот угол называться "Князькин угол". (Название сохранилось и до сих пор) Правдоподобность этого подтверждают следующие факты. Аксубаево начало свое существование именно с этого места. Остальные улицы образовались намного позже, но о них помнят наши предки. Сохранились фамилии местных жителей-чуваш, напоминающие о прошлом - Князьковы. Другой факт близость древнего кладбища от "Князькина угла". Оно обнаружено в том месте, где сейчас располагается поссовет (каменный дом где сейчас живут Ильины). Там была раньше старая пожарка. Здесь в 1946 году строили пожарную вышку и при земляных работах обнаружились человеческие кости, различные украшения, бусы, кольца, ожерелья и т.д. До нас сохранились ревицкие сказки (переписи) составленные на 4 апреля 1858 года, где значится, что деревня Аксубаево состояла из 114 дворов, 473 человека мужского пола и 543 женского пола. Но Аксубаево там записано не "Акспаево", а "Аксубаево".

В первом упомянутом документе дошедшем до нас, значится, что в Аксубаево проживали одни чуваши, не было здесь ни русских ни татар. Русские были переселены сюда, позже из Пичкасс Спаского уезда специально для того, чтобы чувашское население смешать с русскими, и царской администрации и русскому духовенству было лучше ими управлять.

После принятия христианской веры людьми князя Акспая , русское духовенство сразу же прислало к ним попа.

Стали строить церковь, появились в деревне русские чиновники. Церковь была построена рядом с деревней на берегу небольшого озерца и была открыта в 1749 году. В церковь привлекли всех крестьян чувашей и переселившихся сюда, русских крестьян из окружающих деревень. В центре стал функционировать базар. Стали сюда стекаться люди с разных сторон. Позже волостной центр из старого Ибрайкина был перенесён в Аксубаево. Теперь маленькая деревушка Аксубаево начинает расти и расширяться.

Вокруг Аксубаево были леса, кустарники, болота. В Баланду, Дмитриевку, в Ибрайкино были узкие дороги. До сего времени сохранились названия "Попова поляна" - это на поле в стороне аэродрома, где сохранились сейчас кустарники. Там где сейчас улица Красноармейская, место называлось "Кочкарь", а улица Войкова была непроходимой трясиной. Бывшая улица "Лягушкино" (сейчас улица "Сульча") застаивалась рекой и было там целое лягушкино царство. Река Сульча проходила через село, Была она глубокой, там где сейчас автовокзал купали лошадей.

В 1891 году в Аксубаево был большой пожар. Сгорел весь центр села, тогда сгорела деревянная церковь. после этого начали строить каменный пятиглавый собор. Строили 22 года и закончено оно было в 1910 году.

В 1913 году был построен Госбанк. Первые годы банком руководил Ларионов Кристофор Иванович с сыном Николаем.

В селе первый граммофон появился у попа Александрова Александра. В 1910 году появились первые велосипеды у Александрова Виталия Александровича и у Ларионова Николая Кристофоровича.

В 1910 году в Аксубаево зарегистрировано 1500 жителей, 20 лавок, сюда на ярмарку приводили товары на 20 тысяч рублей.

В начале 1910 года была открыта профессионально-техническая школа. Оборудование, станки, двигатели были марки "Балинзер" - немецкие. В 1914-1917 годах (в годы империалистической войны) профтехучилище вырабатывало военные брички.

В 1909-1910 году через Аксубаево прошла шоссейная дорога.

В 1917 году - революция дошла до Аксубаево. Были организованы комитеты бедноты. Первым председателем комитета в Аксубаево был Голубев Иван Степанович. Первым председателем Сельсовета - Князьков Кузьма Иванович.

Активными коммунистами были: Петров Сергей Егорович, Максимов Владимир Александрович, народный судья Степанов Дмитрий Николаевич.

Начальником милиции был Кузьмин Василий Яковлевич.

В 1920 году в крае было так называемое "вилочное восстание".

В 1921 году - голодный год, много людей умерло.

В 1925-1926 годах - организовано машинное товарищество.

1929 году в Аксубаево организовали колхоз, первым председателем был Рябов Николай Иванович.

Осенью 1927 года была создана пионерская организация. Пионерский отряд состоял из 6 человек (в настоящее время в живых нет никого).

В ноябре 1931 года в Аксубаево была организована МТС.

В 1936-1938 годах из кирпича сломанной церкви простроили РДК, педучилище, чувашскую неполную среднюю школу, магазин и коммунальную баню.

В августе 1930 года на базе волостей Аксубаевской, Новоадамовской, Старомокшинской создан Аксубаевский район.

На территории Аксубаевского района находятся памятники старины, имеющие историческую ценность (Непостредствено близко от Аксубаево).

1. Новоаксубаевское городище - в км от деревни Ново-Аксубаево. =10,400м

2. Аксубаевское городище в 1,5 км к западу от р.п. Аксубаево, на правом берегу ручья Ак-Су. =16,000м

        Остальные 21 памятники старины находятся у других населенных пунктов и расположены они по реке Большая Сульча, по реке Малая Сульча, по реке Киреметь, Щербень и Саврушке и ее притокам.

 

Анекдоты

 

Тихий час в детском саду. Лидер средней группы знакомится с новеньким:
- Слысыс, тебя как зовут?
- Силеза.
- А сколько тебе лет?
- Наверное ситыле.
- А к зенсинам тянет?
- Не-а.
- Знасит не ситыли, а тли!

 

 

Курсы валют



Погода


Сайт создан в системе uCoz